График замены фильтрующих элементов в бытовых системах обратного осмоса

«Нет большей мудрости, чем своевременность»

- Фрэнсис Бэкон (философ)

О необходимости установки систем очистки питьевой воды, в этой статье мы говорить не будем, приведём лишь один пример: Туристам из стран Европейского Союза, которые въезжают в нашу страну, раздают памятки, в которых указывают на недопустимость употребления нашей водопроводной воды, так как пить воду на прямую из водопровода – вредно для здоровья! Комментарии, как говорится излишни. Системы очистки питьевой воды должны быть установлены в каждом доме.

Из представленных на рынке так называемых «стационарных систем очистки питьевой воды с отдельным краном», фильтры типа кувшин и насадка на кран мы оставляем «за скобками» этой статьи и на совести их производителей, наиболее эффективными являются системы обратного осмоса. Непревзойдённое природное качество очищенной воды на выходе из системы обратного осмоса обеспечивается наличием в системе сменных фильтрующих элементов. В зависимости от конструктивных особенностей системы насчитывают от 4-х до 6-ти таких элементов. Какими же они бывают и какие функции по очистке выполняют:

  1. Префильтры (как правило 2 -3 элемента в системе) – фильтрующие элементы обеспечивающие предварительную очистку воды от нерастворимых механических примесей, различных взвесей, а так же органических и хлорорганических соединений.
  2. Мембрана (как правило одна, не считая высокопроизводительных систем) – основной чистящий элемент системы обратного осмоса. Удаляет до 99% имеющихся в воде загрязнений.
  3. Постфильтр (как правило 1-2 элемента в системе) – устанавливается на последней ступени для финишной очистки воды от остаточных привкусов и запахов. Может применятся постфильтр обогащающий воду минеральными веществами, так называемый «минерализатор».

Как понятно подавляющему большинству настоящих и потенциальных владельцев обратноосмотических систем очистки питьевой воды, эти системы, как впрочем и все существующие технические устройства, требуют периодического сервисного обслуживания. Сервисное обслуживание систем заключается в своевременной замене перечисленных выше фильтрующих элементов. О том как, в какие сроки и главное почему, необходимо менять фильтрующие элементы мы расскажем в этой статье.

По общему мнению производителей систем обратного осмоса, в подавляющем большинстве случаев, замена префильтров и постфильтров, должна проводиться – НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В 6 МЕСЯЦЕВ*. В определении срока службы мембраны, такого единодушия нет, здесь разные производители указывают различные сроки службы ОТ 18 ДО 30 МЕСЯЦЕВ. С высокой долей вероятности можно предположить что это напрямую связано с качеством мембранных элементов применяемых различными производителями. Например, из многолетнего опыта нашей компании по очистке питьевой воды из Белгородского городского водопровода и подавляющего большинства источников централизованного водоснабжения пригородов, срок службы бытовых мембран Filmtec, выпускаемых мировым лидером в их производстве, компанией DOW (США), составляет не менее 48 месяцев. Естественно в допустимых производителем условиях эксплуатации и при своевременной замене префильтров. Заявленный же производителем срок службы составляет 24-30 месяцев. Этот факт говорит нам о том, что ответственные производители как правило, несколько «занижают» срок службы своих изделий, либо определяют так называемый «гарантированный срок службы». То есть указывают срок службы, при котором элемент гарантированно прослужит установленный срок в условиях максимальной нагрузки определённой производителем. С менее качественными мембранными элементами (как правило, производства КНР), всё с точностью до наоборот. При заявленном сроке службы в 24 месяца, на той же самой Белгородской воде, мембрана выходит из строя через 18-20 месяцев, а в некоторых случаях и через 12-15. Поэтому при замене бытовых обратноосмотических мембран необходимо соблюдать всего одно правило - Устанавливать качественные мембраны, известных производителей.

И если с заменой мембранных элементов всё более-менее понятно: Появилась накипь в чайнике / мембрана повреждена (в случае правильного подключения исправной системы), снизилась производительность / выработан срок службы элемента - заменили мембрану на новую, то по замене префильтров и посфильтров, у пользователя, как правило возникает масса казалось бы закономерных вопросов:

А зачем мне менять картриджи в рекомендованные производителем сроки, если я не пользовался системой 1..2..3 месяца? Либо - я живу один, мало пользуюсь водой из системы, может мне менять картриджи реже? и т.д и т.п. Внесём ясность. Основных причин для замены префильтров две, условно назовём их материально-технической и санитарно-эпидемиологической.

Причина первая, материально-техническая: В процессе эксплуатации префильтры принимают на себя первый, основной «удар» всех загрязнений поступающих в систему, задерживая их на поверхности и в корпусе картриджей. Целью работы префильтров является, защита основного, «более тонкого» фильтрующего элемента – мембраны от пагубного воздействия поступающих загрязнений. В случае выработки, рассчитанного производителем, ресурса картриджей, они перестанут выполнять свои функции и вся масса загрязнений поступит на мембрану, что существенно сократит срок её службы и потребует преждевременной замены, а значит неоправданных материальных расходов.

И вторая, на наш взгляд, самая важная причина: Задерживающиеся на поверхности и в корпусе картриджей загрязнения имеют не только химический, но и бактериологический состав. С каждым литром отфильтрованной воды количество этих загрязнений в картриджах увеличивается. Кроме того находящиеся там бактерии и другие микроорганизмы постоянно размножаются, особенно активно размножение происходит в период отсутствия разбора воды. По заявлению большинства производителей систем очистки питьевой воды, согласно проведённых испытаний, бактериальный состав воды превысит установленные санитарные нормы на 7-й месяц с начала эксплуатации картриджей при потреблении воды средней семьёй из 4-х человек. Разумеется, если водоразбор был меньше расчётного, сроки замены префильтров, по указанным выше причинам несколько сократятся. Если же водоразбор вообще отсутствовал в течении более чем 3-х недель, префильтры настоятельно рекомендуется заменить. Конечно установленная после префильтров мембрана задержит подавляющее большинство накопившихся в картриджах бактерий и микроорганизмов, но исключить попадание неблагоприятной в бактериальном отношении воды к потребителю нельзя. Да и стоит ли проводить эксперименты на своём здоровье? Просто вспомните цель с которой Вы установили систему очистки питьевой воды.

Теперь о постфильтрах, как уже было сказано выше в подавляющем большинстве случаев замену этих фильтрующих элементов рекомендуется проводить 1 раз в 6 месяцев. Основной задачей этих фильтрующих элементов, является удаление из воды остаточных запахов и привкусов. В качестве постфильтра могут использоваться так называемые «минерализаторы», которые не только удаляют остаточные запахи и привкусы, но и добавляют в воду необходимые минеральные вещества. Сроки их замены соответствуют срокам замены «обычных» постфильтров.

Всё сказанное о различном подходе разных производителей к качеству мембранных элементов, является в той же мере верным для префильтров и постфильтров. Старайтесь использовать при замене качественные, сертифицированные, сменные фильтрующие элементы известных производителей и наслаждайтесь свежей, чистой, природной водой.

*При определённом бактериологическом составе воды некоторые производители допускают замену постфильтров – 1 раз в 12 месяцев.

Для получения более развёрнутой консультации по вопросам приобретения и эксплуатации сменных фильтрующих элементов, связывайтесь с менеджерами компании.

Компания «Студия Воды» реализует полный перечень сменных элементов для фильтров и систем очистки воды.